Главная
Новости
Электронная учительская
Единый государственный экзамен
Наш лицей
WWW класс
Информатизация
КПМО      
Публичный отчет лицея
Лицеистам
Родителям
Дошкольное учреждение
НОУ "Возрождение"
Газета "Вестник лицея"
Фотогаллерея
Школьный музей
Форум

БИНОМ.Лаборатория знаний.Методическая служба
Образовательные проекты Кирилла и Мефодия
Кабардино - Балкарский Республиканский Центр Дистанционного обучения
Издательская фирма "Сентябрь"
Роботландия
Образовательный портал Ucheba.com
Всероссийская игра - конкурс по информатике 'Инфознайка'



Психологическая служба Лицея


Рекомендации учащимя, сдающим экзамены

Рекомендации родителям

Рекомендации педагогам

 

Современный портрет семьи: дети — глазами родителей, родители — глазами психологов.

 «Я думаю, что там, где дело идет о воспитании детей, к жизни надо подходить как к чему-то в высшей степени серьезному, ответственному и высокому».

Макс Мюллер

Семья — это тот специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого в отдельности.

В настоящее время для среднестатистической семьи характерны определенные жизненно важные функции, с исключением которых теряется смысл самого существования семьи.

Среди важнейших функций, применительно к современной семье, можно выделить следующие:

1. Воспитательная функция.

2. Функция психологической разрядки.

3. Функция интеллектуального общения.

4. Функция хозяйственно-бытовых отношений.

Опираясь на результаты данного исследования, рассмотрим каждую из них.

1. Воспитательная функция

Во всех семьях, принявших участие в исследовании, воспитание детей осуществляется на основе «женской психологии» (мамы занимаются воспитанием детей в 94 % случаях, а в 35 % случаях — бабушки). Такая же ситуация и в тех семьях, где роль главы семьи отведена мужчине (36 %).

Родители, к сожалению, не учитывают тот факт, что общественное воспитание детей дошкольного и школьного возраста осуществляется так же в основном женщинами. Поэтому из-за отсутствия в воспитании роли отца с каждым годом более острыми становятся вопросы поло-ролевой идентификации мальчиков, воспитания у них «мужских» качеств личности.

Данное исследование показало, что 67 % родителей сохранили свой брак. Половина из них (50 %), считают, что воспитание детей осуществляется в крепкой семье, где, по их мнению, сложилась полная гармония между супругами.

Однако достаточно большая часть родителей не смогла отнести свою семью к вышеназванной категории!

12 % семей в разводе (примерно каждая восьмая); 3 % — одинокие матери; 2 % семей, находятся в состоянии развода; 17 % родителей охарактеризовали свои семьи как проблемные, где взаимоотношения между супругами плохие; 10 % семей в целом устойчивые, но скандалы между супругами бывают часто и т. д.

Таким образом, выявлены семьи (почти каждая вторая-третья семья!), находящиеся в сложном социально-психологическом положении из-за неблаго-приятных супружеских взаимоотношений.

Родители считают, что, в первую очередь, они (мать, оба родителя) оказывают основное воспитательное влияние на своих детей, затем — школа, кинофильмы, друзья, в последнюю очередь, — старшие дети в семье и родственники.

В вопросах воспитания супруги чаще всего советуются друг с другом (67 %) или со своими родителями (37 %). Это предполагает наличие традиционных подходов в воспитании детей, передающихся из поколения в поколение.

В 17 % семей детей не наказывают. В остальных семьях наказание — один из методов воспитания.

Основные формы наказания:

чтение морали (59 %);

— домашний арест (34 %);

— окрики (26 %);

— работа по дому (13 %);

— отказ родителя от общения с ребенком (12 %);

— физическое наказание (11 %);

— отказ в деньгах или покупке вещей (11 %) и т. д.

Вопросы взаимоотношений родителей и детей в семье рассматривались психологами с точки зрения как родителей, так и детей.

Анализ результатов показал:

Точка зрения родителей

— Большая часть (62 %) считают, что их взаимоотношения с детьми строятся на основе равноправия, при полном взаимопонимании (20 %) или при наличии некоторых разногласий во взаимопонимании (78 %), вызванных, как правило, гиперопекой.

23 % родителей (почти каждый четвертый–пятый) придерживаются авторитарного стиля во взаимоотношениях, считают, что дети всегда должны беспрекословно выполнять указания родителей (дети растут в «ежовых» рукавицах).

12 % родителей (почти каждый восьмой) предо-
ставляют большую свободу своим детям.

Точка зрения детей

— Большая часть детей (61 %) удовлетворена отношениями с матерью, 45 % — отношениями с отцами. Это предполагает, что в целом почти каждый второй ребенок адаптирован к условиям семейной жизни, воспринимает их как приемлемые для себя.

— Эмоциональная близость ребенка с родителями, как правило, является источником сотрудничества. При этом эмоциональная дистанция детей с отцами может рассматриваться как тревожащий фактор. К сожалению, основой имеющегося сотрудничества детей с отцами может служить любой мотив, но, как правило, не «эмоциональная близость».

— Тревожащим фактором внутрисемейных отношений может рассматриваться также восприятие детьми авторитета родителей. Только 32 % матерей и 26 % отцов имеют полный авторитет у своих детей. (Основой родительского авторитета для подростков служит, в основном, уровень социальной успешности родителей).

— меньшая часть детей (45 %) — считают, что их отношения с матерью строятся на основе равноправия; только 29 % считают таковыми свои отношения с отцом. 11 % детей констатировали отсутствие сотрудничества с матерью, 16 % детей — с отцом.

Дети менее позитивно оценивают внутрисемейные отношения с родителями, чем сами родители.

 

Влияние школы на воспитание детей в семье

По степени воздействия (влияния) на детей родители отводят школе третье место. При этом школу опережают, по мнению опрошенных, только мать и оба родителя как родительская чета.

Хотя большинство родителей (89 %) считают, что школа в целом оказывает положительное воспитательное воздействие на детей, почти каждый девятый родитель (11 %) с этим не согласен. Есть родители (5 %), которые считают, что они нуждаются в более тесном сотрудничестве, но школа им мало помогает в воспитании детей. Почти каждый третий родитель (29 %), принявший участие в исследовании, признает, что у него не хватает педагогических знаний и опыта.

Полученные данные могут свидетельствовать, с одной стороны, о положительном отношении родителей к школе и уважении к ней (почти каждая третья семья, испытывающая потребность в педагогических знаниях и советах, обращается в школу за помощью и удовлетворена таким сотрудничеством). С другой стороны, примерно 70 % семей не сотрудничают со школой, и в силу различных причин в настоящее время становятся все более закрытыми для внешнего влияния.

Все это свидетельствует о возрастании роли высокого профессионализма и тактичности в работе с каждой семьей, а не только с теми, кто в силу сложившегося положительного отношения к школе и/или других обстоятельств легко идут на сотрудничество.

 

2. Функция психологической разрядки

Психологическая разрядка тесно связана с досугом, организацией свободного времени.

Как показало данное исследование, есть родители, которые совсем не принимают участие в организации свободного времени своих детей (7 %), каждый пятый родитель делает это постоянно, в большинстве же случаях (65 %) родители лишь «иногда» принимают участие в организации досуга детей.

Каким образом осуществляется воспитание детей, когда вся семья дома?

Наиболее популярными формами проведения свободного времени является просмотр телепередач. Такое превращение телевизора в «теленяньку», когда дети (зачастую совместно с родителями) проводят много часов (в выходные дни — от 6 до 10 часов) перед экраном, не только утомляет зрение, но, главное, возбуждает нервную систему, отрицательно влияет на развитие личности!

Доктор медицинских наук Л.П. Гримак в своей статье «Гипноз и телевидение (истоки нашей страсти к телевидению)» в журнале «Практическая психология» № 1 за 1999 год утверждает, что восприятие телепередач приводит к большому расходу энергии у человека. Быстро сменяющиеся яркие картины на экране постоянно «атакуют» в долговременной памяти образы, которые составляют индивидуальный опыт жизни подростка. Создаются оптимальные условия для внедрения в подростковое сознание транслируемых по телевидению моделей поведения.

Психологи утверждают, что длительный просмотр телепередач — это ни что иное, как форма психологической зависимости, уход от реальной жизни.

Поэтому мы предлагаем взрослым не критиковать впустую телевизионные программы и не запрещать детям их просмотр. Следует больше усилий направлять на организацию такого же зрелищного, динамичного и красочного детского досуга, как и телевизионные передачи, но только с пользой для здоровья и личностного развития детей.

«Важнее всего в воспитании — личный пример!» — все знают этот лозунг, но редко кто его глубоко осознает и тем более осуществляет.

Самыми непопулярными формами проведения досуга в семьях являются хобби, любимые дела.

Возможно, любимым делом стало труднее заниматься из-за нехватки денежных средств, 56 % родителей, принявших участие в исследовании, назвали отсутствие достаточных денежных средств как первую причину, мешающую воспитанию детей и возможности сделать их досуг более содержательным.

В том числе, это происходит из-за неумения взрослых организовать доступный по средствам, совместный и полезный для всей семьи отдых или какое-либо занятие. Поэтому и дети не умеют осуществлять такой целенаправленный поиск. У них нет интересных увлечений во время своего досуга. Только 4 % детей в свободное время заняты каким-либо любимым делом, хобби, что в рамках профессионального и личностного самоопределения может рассматриваться как тревожащий фактор, предполагающий неуспешную социализацию не только подрастающего поколения, но и самих родителей, в частности, к реформам в различных сферах жизни современного общества.

По всей видимости, заинтересованными службами недостаточно рекламируются формы организации досуга в учреждениях образования, микрорайоне города и т. д. Недостаточно эффективно ведется работа по профессиональной ориентации молодежи, раскрытию важности семейного досуга в вопросах воспитания детей и сохранении семейного благополучия, а также активному привлечению родителей к работе в данном направлении.

Этот вывод подтверждается следующими данными: количество детей, которые занимаются спортом в будние дни больше (28 %), чем в выходные и праздники (17 %), и в каникулярное время (25 %). В выходные дни в семьях спорт в совместном семейном отдыхе представлен незначительно. Лозунг «В здоровом теле — здоровый дух!» остается только на словах.

3. Функция интеллектуального общения

Назначение функции интеллектуального общения — обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Ведь порой только для того, чтобы выговориться и быть услышанным приходит клиент на консультацию к психологу! Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но, главное, человек нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли и приняли таким, какой он есть.

Обеспечение функции интеллектуального общения происходит на фоне дефицита времени для общения и свидетельствует о том, что данная функция является особенно проблематичной.

Поэтому настораживает тот факт, что в редкие минуты общения с детьми (53 % родителей назвали «нехватку» времени как одну из основных причин, мешающих воспитанию детей, а каждый восьмой родитель использует «отказ от общения с ребенком» как одну из форм наказания!) родители чаще всего беседуют с ними об учебе (в 86 % случаях).

Для большинства родителей именно учеба, успева-емость являются наиболее актуальными проблемами воспитания, поэтому, в первую очередь, они говорят о ней, а уже потом о семейных делах, будущем, спорте, книгах, искусстве и т. д. Школьные годы воспринимаются родителями и педагогами как некий промежуточный этап жизни, а, скорее всего, подготовки к будущей жизни. Дети с раннего детства оказываются в условиях не детства, а взрослой жизни («Учеба — твоя работа!») с вытекающими из этого положения стрессами, неврозами и другими проявлениями социальной (школьной) дезадаптации. В итоге страдают все: дети, родители, учителя... Беседы об учебе, как правило, заканчиваются конфликтами (в 56 % случаях) и грубостью со стороны детей (в 36 % случаях).

Поэтому неудивительно, что именно учеба — начальное звено в цепи конфликтов. Вслед за проблемами успеваемости значимыми являются проблемы дисциплины, а также будущего профессионального образования, выбора профессии.

Вместе с тем, родителям свойственна некоторая идеализация детей, что вполне естественно, поэтому они стараются сгладить проблемы воспитания, возникающие в семье, идеализируют их моральные качества. Учитывая это, настораживают утверждения 22 % родителей по поводу отсутствия у детей интереса к алкоголю, наркотикам. Поэтому данному направлению исследования должно быть уделено большее внимание всеми заинтересованными службами.

Каковы особенности планирования родителями перспектив своих детей?

Профессиональная ориентация детей в семье осталась той же, что была в советский период, — ориентация собственно не на профессию, а на образ жизни.

В соответствии с этим большинство родителей ориентируют своих детей на высшее образование по любой профессии.

В системе ценностей родителей образ рабочего практически отсутствует (1 %), в связи с чем они не ориентируют детей на рабочие профессии. Основной критерий выбора родителями профессии для детей — ее престижность, высокая оплата. Все это свидетельствует об актуальности проблем, связанных с выбором профессии, трудоустройством, материальным обеспечением для самих родителей.

В будущем родители хотят видеть своих детей прежде всего работником с высшим образованием (68 %). На сегодняшний день значимость образования в сознании как родителей, так и детей все более возрастает.

В результате проведенного исследования выявлено следующее противоречие: родители, нуждаясь в психологической защите, стабильности, поддержке со стороны семьи, хотят, чтобы и их дети в будущем стремились к созданию хорошей семьи. На деле же, требуя от детей, в первую очередь, успехов в учебе и демонстрируя при этом чаще всего примеры конфликтного семейного поведения, они способствуют понижению значимости семьи как условия счастливой жизни.

4. Функция хозяйственно-бытовых отношений

Общая картина привлечения детей к семейному труду весьма разнообразна, что вполне естественно, так как это зависит от возраста детей, их характера, взаимоотношений с родителями в семье.

Наиболее частые виды труда, поручаемые детям, — уборка квартиры, покупка продуктов, мытье посуды. Выявлено, что в семьях у детей больше временных поручений, связанных с домашними делами, чем постоянных. Среди поручений менее всего представлены «уход за маленькими детьми», «стирка».

Каждый восьмой родитель (13 %) использует «работу по дому» как наказание ребенка. Получено достаточно большое количество отказов от ответа в отношении привлечения своих детей к домашнему труду, поэтому возможно предположение, что самая объемная функция хозяйственно-бытовых отношений семьи, от которой в огромной степени зависит нравственное и трудовое воспитание, вообще благополучное существование семьи, является «слабым» местом для многих семей. Дополняют данный вывод следующие факты: 22 % женщин, принявших участие в анкетировании, нигде не работают, при этом: 30 % респондентов оценили материальный доход своей семьи как «ниже среднего», а 31 % — как средний.

Все это подтверждает высказанное ранее предположение, что вопросы трудоустройства и материального обеспечения большинства семей в настоящее время стоят очень остро.

 

                                                                      Н А Ш А  Г Р У П П А .

                                                                               (Мотков О.И.)

ИНСТРУКЦИЯ:Вам предлагается ответить на несколько вопросов о Вашей группе. Возьмите лист бумаги и напишите дату, свою фамилию, имя, класс. Затем по вертикали напишите колонку цифр от 1 до 8. Я буду чи­тать вопрос, а Вы отвечать на него "ДА" или "НЕТ (+ или -). В скобках после ответа можно указывать фамилии ребят , о которых спрашивается в вопросе( только по желанию) .

1.  Есть ли у Вас в группе настоящие друзья,

2.  Есть ли ребята, умеющие проявлять чуткость,понимание Ваших жизненных трудностей,

3.  Есть ли в группе человек, который умеет организовать общее серьезное дело,

4.  Есть ли ребята , которые могут в трудной ситуации поднять Ваше настро­ение,приободрить.

5.  Есть ли в группе ребята , с которыми у Вас враждебные отношения.

6.  Считаете ли Вы , что в группе есть учащиеся, которые"болеют" только

          за себя, никогда не посочувствуют другому.

7.  Есть ли в группе люди , склонные разрушать любое общее дело.

8.  Есть ли ребята, которые своим нытьем или постоянно плохим настроением портят Ваше настроение.

К Л Ю Ч .

Вопрос 1 - наличие в группе друзей.  2 - наличие альтруистического лидера. 3 -    делового лидера.  4 - эмоционального лидера.

                 5 -        неприятелей.              6 - эгоистического лидера.                 7 -    организатора дел.               8 -        "нытиков".

     По вопросам 1,2,3,4 за ответ "+" начисляется 1 балл, за ответ "-" - ноль баллов. По вопросам 5, 6,7,8, наоборот, за ответ "+" начисляется ноль бал­лов, за ответ "-" - 1 балл.

     Анализ ответов позволяет определить лидерскую структуру группы, степень сплоченности ее членов, степень противоречивости отношений в группе. Чем больше положительных лидеров и меньше отрицательных, тем выше сплоченность и возможности самоорганизации, ниже степень противоречивости отношений, вы­ше значимость и приемлемость группы для ее членов. При наличии нескольких отрицательных лидеров ниже сплоченность и самочувствие членов в группе. Ес­ли положительных лидеров больше, то у группы есть шансы к развитию.


 

                                           КРИТЕРИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.                                          

     Если сумма баллов опрашиваемого больше 4, то его группу можно считать группой высокого уровня, меньше или равна 4, но больше 2, то это средний уровень, меньше 2, равна 2- низкий уровень.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПЕДАГОГУ .

     Если в группе нет делового лидера, то необходимо развивать деловые ка­чества личности: разнообразить поручения, заслушивать результативность их выполнения, обсуждать программу формирования этих качеств с ребятами. Все это делается только на позитивной основе.

Если нет дружбы- уделять внимание всевозможным внеурочным мероприятиям: туризм, вечера.

     Если нет альтруистического лидера- необходимо открыто создавать ситуации неформального общения, свободного выражения эмоций социально приемлемым пу тем: тренинги общения, "круглый стол", шефство.

                                                                                                                      Кабинет психолога.  


 

 

| Главная | Новости | Электронная учительская | ЕГЭ | Наш лицей | WWW класс | Информатизация | КПМО | Публичный отчет |
 |
Лицеистам | Родителям | Дошкольное учреждение | НОУ "Возрождение" |
  |
Газета "Вестник лицея" | Фотогаллерея | Школьный музей | Форум |

Copyright © 2010 Кабардино-Балкарская республика,г.Прохладный, МОУ "Лицей №3",
Copyright © 2010 Симонова Т.А.

 
Hosted by uCoz